3 апреля 2015 года в Юго-Восточном образовательном округе на базе КОГОБУ СПО «Вятско-Полянский механический техникум» в рамках работы региональной инновационной площадки ИРО Кировской области при информационной поддержке журнала «Аккредитация в образовании» состоялось обсуждение наиболее актуальных педагогических проблем при организации субъектно-ориентированного образовательного процесса в рамках межрегиональной научно – практической конференции. Участники конференции рассмотрели вопросы активизации инновационной деятельности педагогов образовательных организаций Кировской области и регионов Приволжского федерального округа.
Всем участникам конференции перед началом её работы учащимися КОГОБУ СПО «Вятско-Полянский механический техникум» были вручены красные гвоздики, как символ приближающегося праздника, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Внимательно ознакомившись с выставкой «Единая информационная среда», где были представлены методические материалы педагогов КОГОБУ СПО «Вятско-Полянский механический техникум» и конференции 2014 года на тему «Инновационная деятельность образовательной организации в условиях реализации ФГОС», участники форума этого года с большим интересом посетили информационную площадку журнала «Аккредитация в образовании».
В ходе пленарного заседания были с докладами выступили Клевцова М.С. к.п.н., зав кафедрой теории и практики профессионального образования ИРО Кировской области, Чистоусов В.А. к.п.н., докторант кафедры педагогики ФГАУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», Мельников О.М. директор Вятско-Полянского механического техникума, Шалгина О.В. представитель журнала "Аккредитация в образовании". Обсуждение докладов было продолжено на заседаниях секций по темам: «Опережающая подготовка и многомерное движение личности в образовательном пространстве», «Единая информационная образовательная среда в субъектно- ориентированном профессиональном образовании», «Система профессионально-направленной воспитательной деятельности в образовательной организации, профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение обучающихся».
В ходе работы участники отметили плодотворный обмен мнениями, поделились опытом педагогической деятельности и выработали проект резолюции конференции, который предложили для обсуждения всем участникам образовательных отношений своих образовательных организаций.
ПРОЕКТ РЕЗОЛЮЦИИ
Межрегиональной научно – практической конференции «Субъектно-ориентированное профессиональное образование: траектории, содержание, технологии»
(г. Вятские Поляны, 3 апреля 2015 года)
В г. Вятские Поляны Кировской области 3 апреля 2015 года состоялась Межрегиональная научно – практическая конференция «Субъектно-ориентированное профессиональное образование: траектории, содержание, технологии».
Организаторами конференции выступили: департамент образования Кировской области, управление Юго-Восточного образовательного округа, КОГОАУ ДПО «Институт развития образования Кировской области» кафедра теории и практики профессионального образования, КОГОБУ СПО «Вятско-Полянский механический техникум», информационным партнером выступил информационно-аналитический федеральный журнал «Аккредитация в образовании» .
В конференции приняли участие научные и педагогические работники, руководители образовательных организаций, специалисты органов управления образованием из городов Кирова, Казани, Йошкар-Олы и 6 районов Кировской области. Всего в очных мероприятиях конференции приняло участие 59 человек.
В сборник материалов конференции были представлены 35 статей, в которых анализируются опыт, технологии и перспективы по следующим проблемам:
Ø Субъект-субъектное взаимодействие в системе «педагог–обучающийся»: содержание, технологии; единая информационная среда образовательной организации;
Ø Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение обучающихся: технологии;
Ø Опережающая подготовка обучающихся в системе профессионального образования: содержание, технологии;
Ø Многомерное движение личности в образовательном пространстве:
§ стыковка профессиональных и образовательных стандартов: технологии;
§ проектирование траекторий личностного и профессионального совершенствования педагогов и обучающихся; система социального партнерства образовательной организации;
§ педагогическая прогностика; дополнение целевых, содержательных и технологических компонентов ОПОП, реализуемых образовательной организацией; определение перспективных направлений подготовки и дополнительных образовательных программ
Ø Система профессионально-направленной воспитательной деятельности в образовательной организации: цели, структура, содержание, технологии;
Ø Двойное опережение профессиональной подготовки педагогов системы профессионального образования: содержание, технологии;
Ø Проектирование системы мониторинга результатов освоения образовательных программ
На пленарном заседании и трех секциях были заслушаны и обсуждены 15 докладов. В рамках конференции были организованы 2 мастер-класса ведущими преподавателями КОГОБУ СПО ВПМТ на темы:
Ø «Обеспечение многомерного движения личности в образовательном пространстве в процессе стыковки профессиональных и образовательных стандартов»;
Ø «Создание элемента электронно-образовательного ресурса учебной дисциплины».
Проведена презентация научно-методического наставления «Двойное опережение подготовки педагогов: технологии, исследования, практика» (авторы В.А.Чистоусов, Н.В.Шешегова).
На конференции обсуждались вопросы методологии, теории, практики подготовки рабочих и специалистов. Был представлен педагогический и инновационный опыт по актуальным вопросам развития системы подготовки рабочих кадров и служащих в условиях среднего профессионального образования. В статьях и тезисах нашли отражение содержательные приоритеты в подготовке современного рабочего и специалиста среднего звена; рекомендации по научному, методическому обеспечению и педагогическому сопровождению подготовки рабочих и служащих. В целом доклады участников конференции отразили поиск актуальной стратегии подготовки рабочих и техников в системе среднего профессионального образования.
Участники конференции отметили тенденцию ухудшения качества образования школьников и, как следствие, студентов, а также снижение их учебно-познавательной и профессиональной мотивации, что создаёт опасность интеллектуальной и духовно-нравственной деградации молодежи. В связи с этим, по мнению участников конференции, необходимо обеспечить:
- создание педагогических условий для подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров в соответствии с требованиями профессионального стандарта, запросами общества и государства,
- формирование интеллектуального, культурного и профессионального развития личности, удовлетворения потребностей граждан в углублении и расширении своего профессионального образования;
- повышение качества преподавания дисциплин и профессиональных модулей (в том числе путём совершенствования методики их преподавания) в организациях, осуществляющих подготовку рабочих кадров и специалистов среднего звена;
- расширение взаимодействия организаций профессиональных образовательных организаций с организациями высшего образования с целью корректировки реализуемых ими образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения с привлечением работодателей на принципах социального партнёрства;
- совершенствование целенаправленной, систематической работы с мотивированными и одарёнными обучающимися, включая проведение с их участием предметных, межпредметных олимпиад и олимпиад профессионального мастерства, научных (научно-практических) конференций, творческих конкурсов и др.
Участники конференции отмечают, что на современном этапе роль системы профессионального образования в содействии социализации, самоопределению и самореализации подрастающего поколения, в стимулировании творческой активности молодёжи и создании условий для её эффективной занятости существенно возрастает. С учётом этого основные усилия участников образовательного сообщества и их социальных партнёров предлагается сосредоточить на реализации Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций на период до 2020 года (одобрена на заседании Коллегии Минобрнауки России 18 июня 2013 г.) с учётом положений Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 – 2020 годы (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-Р).
Участники конференции считают плодотворным состоявшийся обмен мнениями и накопленным опытом. По результатам совместной работы они выработали следующие рекомендации:
Оргкомитету конференции:
- опубликовать настоящую резолюцию и статьи в сборнике по итогам работы конференции;
- настоящую резолюцию разместить на сайте КОГОБУ СПО «Вятско-Полянский механический техникум».
Руководителям образовательных организаций среднего профессионального образования:
- активнее разрабатывать программы (планы) профориентационной работы с целью содействия профессиональному самоопределению обучающихся, формированию и развитию у них ключевых компетенций, обеспечивающих востребованность на рынке труда и успешность в будущей профессиональной деятельности;
- обеспечить разработку и реализацию дополнительных образовательных программ, программ опережающей подготовки направленных на расширение видов профессиональной деятельности, эффективного поведения и мобильности на рынке труда;
- развивать взаимодействие с органами местного самоуправления, центрами занятости населения, работодателями и общественными объединениями с целью поддержки трудоустройства выпускников, их адаптации на рабочем месте и профессионального роста;
- осуществлять мониторинг трудоустройства и профессионально-трудовых траекторий выпускников очной формы обучения с использованием механизмов социального партнёрства;
- эффективно использовать возможности сетевого взаимодействия (в том числе на базе ресурсных центров и многофункциональных центров прикладных квалификаций) при реализации профессиональных образовательных программ, разработать методическое обеспечение сетевых форм реализации таких программ;
o осуществлять просветительскую деятельность по развитию культуры здорового и безопасного образа жизни;
o способствовать распространению и внедрению в практику образовательных организаций новейших достижений в области отечественной и зарубежной техники и технологий с целью повышения эффективности реализации ФГОС;
o шире использовать в работе опыт деятельности ведущих отраслевых ресурсных центров и многофункциональных центров прикладных квалификаций с целью использования их в качестве площадок для проведения выездных занятий со слушателями.
Предложения, замечания и справки в проект резолюции принимаются на электронный адрес управления Юго-Восточного образовательного округа до 20 апреля 2015 года.
|